Home История Писания Книга пророка Малахии
Книга пророка Малахии

Книга пророка Малахии, библейская книга Ветхого Завета.

 

 

Авторство

 

Кто был автором книги, известной под именем «книга Малахия»? На этот вопрос исследователи книги отвечают различно. Некоторые полагали, что имя Малахия — не собственное имя писателя, а нарицательное. Основание к этому давало самое значение слова Малахия: «вестник» или «посланник Бога». Таких вестников Бога было много. Какой же из них здесь выступает? Одни толкователи думали, что здесь имеется в виду Ангел Божий, который явился в виде пророка-обличителя и речи которого были тут же вскоре кем-либо записаны. Другие видели здесь обозначение какого-либо из выдающихся деятелей иудейских после плена вавилонского — Ездры, Иисуса первосвященника и др. Даже 70 толковников принимали, очевидно, это имя за нарицательное: они поставили в 1-м стихе книги вместо выражения «Малахия» выражение «Ангела Его». Но все такие предположения не могут быть признаны основательными. Во-первых, предание еврейских законоучителей стоит скорее на стороне того мнения, что Малахия было собственным именем последнего пророка-писателя. Так, Талмуд высказывает такую мысль, причем называет пророка Малахию членом Великого Собрания. Блаж. Иероним свидетельствует также, что в переводах Акилы, Феодотиона и Симмаха стояло собственное имя пророка Малахии. Наконец, толковники Православной Церкви — древние и новые — признают, что книга Малахии написана, действительно, пророком, носившим такое имя, как имя собственное, и Православная Церковь празднует память этого пророка 3 января. Точно также и большинство современных иностранных толкователей признают имя Малахии собственным именем писателя книги Малахии. Да и странно, в самом деле, если бы в составе пророческих книг лишь одна только книга была украшена столь неопределенным обозначением лица ее написавшего: «вестник Бога». Что же касается до предполагаемых лиц, которые скрыли, будто бы, себя под именем «вестника Божия» — Ездры, Иисуса первосвященника и др., то все, что известно из истории об этих лицах, не дает решительно никаких оснований к тому, чтобы кого-либо из них признать писателем книги Малахии.

 

Что касается личности и положения пророка в иудейском народе, то об этом нельзя сказать ничего определенного. Существуют только предания, более или менее стоящие в зависимости от одного и того же сказания, помещенного в сочинении, носящем заглавие: «О жизни и смерти пророков». Это сочинение, по всей вероятности, составлено было на еврейском языке. Отсюда, конечно, почерпнул свои сведения о Малахии Епифаний Кипрский, а у него заимствовал их наш составитель житий святых, св. Димитрий Ростовский. По этим сказаниям, Малахия родился в Софе, в колене Завулона. Имя свое «Ангел» он получил от народа за свою необыкновенную красоту и ангельскую чистоту, а также и потому, что много раз беседовал с Ангелом. Скончался Малахия в молодых летах. Некоторые из толкователей полагают, что Малахия происходил из священнического рода, так как он весьма интересуется современным ему положением священства и Богослужения. Но это предположение не имеет для себя достаточных оснований, так как, напр., интересоваться положением священства и Богослужения мог и всякий добрый израильтянин.

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Общая мысль речей пророка Малахии — это протест против небрежности в деле богослужения и, вообще, против нарушения теократических обычаев в народе израильском. В особенности, сильно обличает Малахия за отсутствие страха Божия священников и тех израильтян, которые легкомысленно расторгали свои брачные союзы с законными супругами. Но своею обличительною проповедью пророк Малахия хочет не только содействовать восстановлению нравственности в народе и обычаев истинной теократии: главною его целью было приготовить народ к пришествию Господа. Многие нетерпеливые евреи уже начали сомневаться в том, придет ли обетованный прежними пророками Мессия как Судия грешных и Благодетель для праведников. Пророк Малахия возвещает, что Господь придет скоро, что Он выступит как Судия для всех, вообще, людей, в том числе, и для иудеев. Но и священники, и простые иудеи, не смогли бы выдержать того огненного испытания, какому Господь подвергнет при пришествии Своем всех, если бы, по Своему снисхождению к избранному народу, Он не послал ему нового Илию, который должен обратить Израиля на путь спасения.

 

Это содержание книги в еврейской Библии умещено в три главы, какому делению следуют и протестантские издания Библии. В Септуагинте, Вульгате, славянском и русском, книга Малахии разделена на четыре главы, так что третья глава еврейской Библии разделяется на две: первый стих четвёртой главы христианской Библии является 19-м стихом третьей главы в еврейской Библии.

 

Книга содержит в себе строгие обличения грехов и беззаконий народа Иудейского, торжественные предсказания о пришествии Мессии и о приуготовлении пути ему проповедью Иоанна Крестителя.

 

В частности в этой книге строго порицается нерадение, беспечность, самолюбие Иудейских священников, - пороки, имевшие крайне дурное влияние на народ. Самый народ хотя недавно еще возвратился из Вавилонского плена и снова вошел в землю своих отцов, стал быстро подвергаться нравственному растлению (Мал. 3, 5) и за сие вызывает угрозы и грозные обличения со стороны пророка. Но эти угрозы у пророка растворяются отрадными обетованиями о пришествии Мессии, который будет наказывать и очищать (Мал. 3, 1, 2).

 

Перед пришествием Искупителя должен явиться его Предтеча Иоанн Креститель, которого пр. Малахия называет Илиею (Мал. 5, 5-6).

 

Пророчества Малахии нередко упоминаются в Новом Завете самим Господом и несомненно были известны книжникам и народу (Мф 11, 10, Мф. 17, 10-12, Мк 1, 2, Лк 1, 16-17 и др.).

 


Использованные материалы

Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия

Свободная энциклопедия Википедия

 

Цитата из Библии

Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (От Матфея святое благовествование. 7. 2)

Поиск по сайту

Основы Православия

Поделись с друзьями:

Понравилось?

Помочь интернет-деньгами

Наша кнопка

88x31 Код
Истина Православия

Православный опрос

Сколько раз в день вы молитесь?

Православные праздники

Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. (Псалом 103)