Home История Писания Книга пророка Даниила
Книга пророка Даниила

Книга пророка Даниила, библейская книга Ветхого Завета, из числа четырех великих пророков.

Книга пророка Даниила — 35-я часть Танаха, 9-я книга Ктувим, книга Библии, часть Ветхого Завета.

В греко-славянской Библии Книга пророка Даниила занимает четвёртое место в ряду пророческих книг Ветхого Завета.

 

Эта книга занимает довольно исключительное положение в Библии. Написанная отчасти на еврейском и отчасти на халдейском (вернее — иудейско— арамейском языке), она, несмотря на свой пророчественный характер, стоит в еврейской Библии не среди других великих пророков, а в числе так назыв. агиографов, в третьем отделе канона. Как поэтому, так и на основании некоторых других соображений внутреннего свойства новейшая рационалистическая критика делала неоднократно нападения на ее подлинность и подвергала сомнению достоверность сообщаемых в ней исторических сведений. Но эти нападения в большей своей части уже нашли достаточное опровержение в новейших данных ассириологии, которая с каждым новым открытием все более проливает света на страницы этой замечательной книги.

 

Христианская церковь, приняв от ветхозаветной канон священных книг, засвидетельствовала подлинность книги пророка Даниила устами Иисуса Христа. «15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — 16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» Мф.24:15—16). В данных словах Иисус Христос утверждает не только существование самого пророка Даниила, но и принадлежность ему пророчества о седьминах (9:25-27). Оно «речено» Даниилом в том смысле, что записано и предано церкви им самим (Юнгеров. Частное Введение в священные ветхозаветные книги. Вып. 2, с. 100).

 

 

 

Авторство


Автором книги традиционно считается Даниил (что означает «Бог — мой судья»), знатный иудей (1:3,6), уведённый в третий год правления Иоакима в Вавилон (1:1,3-6), где воспитывался при царском дворе (1:4,17-18). Был возведён за истолкование сна Навуходоносора в высокое придворное звание (2:48-49), которое сохранил до третьего года царствования Кира (10:1).

 

По крайней мере с конца XIX века в научном сообществе отнесение книги Даниила ко II веку до н. э. стало общепризнанным, после Второй мировой войны эта позиция распространилась и в католической церкви

 

 

 

Содержание


Книга состоит из трех частей. В первой рассказывается жизнь и судьба самого Даниила при вавилонском дворе; во второй излагаются бывшие ему видения и высказанные им пророчества, а в третьей передаются неканонические истории — о Сусанне, о жрецах Вила, или Бела, и др. Эти истории Филарет московский назвал в своей Библейской истории "сомнительными происшествиями"; новейшая ассириология представила, однако, много данных, подтверждающих общий характер этих рассказов.

 

Со стороны своего содержания книга пророка Даниила разделяется на две части: историческую (1-6 гл.) и пророческую (7-12 гл.).

 

В первой описываются жизнь пророка Даниила и современные ему события в вавилонском и мидо-персидских царствах, в коих он или его друзья принимали непосредственное участие; во второй излагаются бывшие ему видения и откровения о судьбе Иудеи и языческих царств, имевших влияние на историю народа Божия, от плена Вавилонского и до утверждения на земле Царства «святых Вышнего.»

 

Первое из них, падающее на первый год Валтасара, это видение четырех животных, означающих четыре царства в их преемственной последовательности: вавилонское, мидо-персидское, македонское (греческое) и римское (7 гл.); второе (третий год Валтасара) видение овна и козла, — символов царств мидо-персидского и греческого (8 гл.); третье (первый год Дария Мидянина) видение о семидесяти седьминах (9 гл.) и, наконец, четвертое — видение о будущей судьбе народа еврейского в связи с историей двух языческих царств — египетского и сирийского (10-12 гл.).

 

Различные по содержанию, обе части книги пророка Даниила раскрывают одно учение о всемирном Царстве Божием и Сыне Человеческом в их торжестве над язычеством. В своем развитии оно сводится к двум положениям: всемирное царство не может навсегда остаться во власти язычников, оно существует только при посредстве и ради Израиля; в лице Сына человеческого последний предназначен к господству над миром, осуществлению на земле Царства Божия.

 

 

 

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

 

Цитата из Библии

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его (4-я заповедь)

Поиск по сайту

Основы Православия

Поделись с друзьями:

Понравилось?

Помочь интернет-деньгами

Наша кнопка

88x31 Код
Истина Православия

Православный опрос

Сколько раз в день вы молитесь?

Православные праздники

Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. (Псалом 103)