Home История Писания Притчи Соломона
Притчи Соломона

Притчи Соломона, библейская книга Ветхого Завета.

 

Авторство

В начальных словах книги прямо говорится, что это "Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского"; но затем в других местах авторство приписывается другим авторам, например неизвестным Агуру и царю Лемуилу; в последнем некоторые видят того же Соломона, выступающего под разными символическими именами (другие думают, что Лемуил был один из царей Аравии).

 

Соответствующие отделы книги, приписываемые различным авторам, носят на себе признаки разнообразия в стиле и содержании; но в общем это книга весьма резко выраженного типа еврейской мудрости, величайшим представителем которой был Соломон. Притчи мудрейшего царя сохранились потомством и собраны были царем Езекией в одну книгу, которая и вошла в канон под названием "Книги притчей Соломоновых", хотя в нее могли быть внесены притчи и других представителей древнееврейской мудрости.

 

В 965 году до н. э. на царский престол в Израиле воссел сын Давида Соломон. Он не попросил Бога дать ему богатство и славу, но только «премудрость и знание», чтобы «управлять сим народом… великим». В ответ на эту просьбу Господь даровал ему «премудрость и знание» и «сердце… разумное» (2 Пар. 1:10—12; 3 Цар. 3:12; 4:30, 31). Впоследствии Соломон «изрек… три тысячи притчей» (3 Цар. 4:32). Лишь некоторые из этих мудрых изречений записаны в библейской книге Притчей. Эту мудрость «вложил Бог в сердце его [Соломона]» (3 Цар. 10:23, 24).

 

 

 

Содержание

По своему характеру это книга поэтически-дидактическая, в поэтических формах излагающая возвышенные религиозно-философские истины с вытекающими из них нравственными положениями.

 

В Книге Притчей, как и в книге "Премудрость Соломона", прославляется мудрость, которая олицетворяется и сама выступает с вдохновенными изречениями в назидание людям. Книгу Притчей можно назвать философско-религиозным трактатом, в котором автор излагает добытые разумом и житейским опытом истины в формах дидактическо-поэтической речи, способной производить особенно сильное впечатление на слушателей. Многие изречения этой книги вошли в народное миросозерцание, отголоски ее влияния заметны и в Новом Завете, где много заимствований из нее и указаний на разные ее изречения (таких мест насчитывается до 35).

 

В греческой Библии притчи называются паремиями (?????????). Смысл обоих наименований одинаков. Паремия, по объяснению Василия Великого, значит припутное (???? — при и ????? — путь), вроде верстового столба, изречение, т.е. такое, которое служит указателем пути, руководит человеком на путях жизни. Церковнославянское слово притча состоит из двух слов, при и тча (теча). Корень последнего слова, теку (бегу, поспешаю) — тот же самый, который слышится и в слове предтеча. От притч Христа Спасителя притчи Соломона отличаются тем, что имеют вид суждений, тогда как притчи Христовы суть рассказы.

 

Книга притч пользовалась величайшим уважением не только у евреев, но и у христиан. Древние отцы церкви, по свидетельству Евсевия, назвали ее за ее высоко наставительный характер ????????? — сокровище всех добродетелей и ????????? ????? — царственный дар.

 

Из книги Притчей часто заимствуются чтения в церковных службах; вследствие преимущественного употребления ее в церковном богослужении название паремии сделалось общим для всех церковных чтений, взятых из священных книг. В дни св. четыредесятницы Православная Церковь ежедневно, за исключением субботних и воскресных дней, предлагает христианам на вечернях паремии из книги Притчей как лучшее назидательное чтение в эти дни поста и покаяния. В дни четыредесятницы прочитываются по порядку, за исключением немногих стихов, почти целиком первые 24 главы и последняя, 31-я, с 8 стиха до конца. Несколько чтений из книги Притчей положено и на дни Воздвижения Креста Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы и др.

 

 

Библиография

Прот. Вас. Нечаев (епископ Виссарион), "Толкование на паремии из книги Притчей и из книги Премудрости Соломоновой" (М., 1888);

X. Орда, "Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета" (Киев, 1871).

Delitsch, "D. Solom. Spruchbuch" (1873);

Beuss, "Philosophie relig. et morale des H?breux" (1875);

Bertheau, "D. Spruche Solom?s erkl?rt" (1883) и др.

 

 

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

 

Цитата из Библии

Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. (Первое Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова)

Поиск по сайту

Основы Православия

Поделись с друзьями:

Понравилось?

Помочь интернет-деньгами

Наша кнопка

88x31 Код
Истина Православия

Православный опрос

Сколько раз в день вы молитесь?

Православные праздники

Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. (Псалом 103)